VS unio Art Gallery начинает весенний выставочный сезон с грандиозного исследовательского проекта, который приоткроет для широкого круга зрителей загадочную сторону произведений искусства и покажет, каким образом мир искусства может взаимодействовать с наукой.
Порой реальная судьба художественных произведений значительно отличается от фактов из истории искусства, и «закулисные» эпизоды той или иной картины в корне меняют привычное представление не только о жизни художника, но и целой эпохе. Произведения подвергались переделке еще в античные времена, когда греческие оригиналы становились римскими памятниками. В Средние века приспособление искусства к новым реалиям продолжилось, и самые ценные памятники подстроили под новые культурные и политические нужды. В период Возрождения и до XVII века сделанное современными мастерами имело большую ценность, чем погоня за сохранением артефактов прошлого. И только на рубеже XVII–XVIII веков, с ростом интереса к старине и коллекционированию, внимание к сохранению следов времени резко возросло.
Затем наступил период активного развития реставрационной науки, которая ставила перед собой цель навести в этом хаосе определенный порядок, дать ясную атрибуцию предметам, подтвердить подписи и установить подлинность. Появление в 1895 году рентгена подарило искусствознанию невероятные открытия, а исследователю — суперспособность смотреть вглубь предмета. Так, первые опыты применения рентгеновского излучения в 1959 году открыли миру правки композиции на картине «Дама с единорогом» Рафаэля (1506), а рентгенография полотен Гойи, Рембрандта, Ван Гога, Магритта, Малевича и многих других в одночасье визуализировала мировому сообществу скрытую, а в некоторых случаях скандальную сторону художественной жизни.
VS unio Art Gallery в своем новом проекте решилась представить итоги своей живописной археологии, предложив зрителю поразмышлять и понаблюдать за жизнью картины. «Многослойные шедевры» из частных коллекций предстанут в соседстве с их рентгеновскими снимками — художественные произведения, приписываемые Тупылеву, Костиной, Коро, Дюреру, Брейгелю, Йордансу, после рентгеновского и инфракрасного исследования откроются совершенно с неожиданной стороны и породят еще больше вопросов и неоднозначных ответов.
Кроме того, в рамках выставки зрители смогут увидеть работу Михаила Менькова — художник являлся одним из инициаторов объединения «Супремус» (объединение художников-борцов за новое искусство вокруг Казимира Малевича) и ближайшим помощником Малевича, и вслед за ним стал последователем цветописи. Имя этого художника в истории русского авангарда, в отличие от Малевича, Поповой, Экстер, Лентулова и Фалька, окутано завесой тайны, а его работы мало изучены исследователями, но при этом заслуживают не меньшего внимания.
Проект VS unio покажет широкой публике это несметное количество загадок и тайн, открывающихся через века случайным образом, где помимо интриги сюжетов картин, существует загадка жизни самого художника, который сознательно мог подарить будущему зрителю головоломку. Проект не дает конкретных результатов исследования, а лишь обозначает масштаб явления. Если с технической точки зрения современные методы способны помочь в атрибуции времени, материалов, руки мастера, то мотивы часто остаются неточными, а новые находки представляются все более оригинальными и сложными.
Открытие выставки состоится 5 апреля, вход бесплатный и свободный.
Фото: Пресс-служба VS unio