Остроумова-Лебедева Анна. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. | marieclaire.ru
Остроумова-Лебедева Анна. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

«Точки зрения» — экспозиция, которая рассказывает о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. Мы нашли как минимум три причины, чтобы внести посещение этой выставки в свои планы.

Причина №1. Через сопоставление портретов и автопортретов художников убедиться, что каждый творец обладает уникальным взглядом на мир

На выставке, в которую вошли работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и многих других художников, зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники — живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».

Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.

Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва.
Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва.

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Причина №2. Узнать новые имена и увидеть работы, которые выставляются впервые

Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».

Посетители увидят произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты будут дополнены архивными фотографиями, которые позволят провести параллели с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.

Фальк Роберт. Лиза в голубой шали. 1909. Орловский музей изобразительных искусств.
Фальк Роберт. Лиза в голубой шали. 1909. Орловский музей изобразительных искусств.
Ларионов Михаил. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея.
Ларионов Михаил. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея.

Причина №3. Открыть для себя Федора Шаляпина — художника

Одновременно с основной экспозицией откроется особый спецпроект на третьем этаже музея — «Точки зрения: Федор Шаляпин». Он предлагает посмотреть на Федора Шаляпина собственными глазами артиста и глазами его современников. Знаменитый певец покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. На выставке будут представлены автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников.

Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене. Посетители увидят работы Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.

Выставка также познакомит с Федором Шаляпиным — мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии. Знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота, созданные оперным певцом, будут соседствовать в экспозиции с масштабным живописным портретом кисти Бориса Кустодиева, пожалуй, самым узнаваемым изображением артиста.

Харитонов Николай. Портрет Фёдора Шаляпина. 1916. Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН, Москва.
Харитонов Николай. Портрет Фёдора Шаляпина. 1916. Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН, Москва.

Благодаря театру Федор Шаляпин всегда был тесно связан с художественным миром. Он брал уроки лепки у скульптора Ильи Гинцбурга, пробовал свои силы в живописи и графике, экспериментировал с различными техниками и материалами. Дополнят впечатление об артисте-художнике архивные фотографии и аудиозаписи его выступлений.

Выставка продлится до 2 октября 2022 года. Продажа билетов откроется уже совсем скоро на официальном сайте музея.

Фото: архивы пресс-служб